Размер шрифта:
А
А
А
Шрифт:
Arial
Times New Roman
Интервал:
Стандартный
Средний
Большой

Цвета:
Ц
Ц
Ц
Изображения:

Благотворительный фонд

«Центр социальной адаптации святителя Василия Великого»

Санкт-Петербург, 199034,

16 линия, дом 1/33, пом. 12-Н

«Жизнь человеческая - она не довольствуется предшествовавшим, но питается не только прошедшим, сколько будущим»
свт. Василий Великий

Методическое пособие

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

2

 

1.Организация работы с подростками, находящимися в конфликте с законом в БФ «Центр свт. Василия»……………………………………….

 

 

4

1.1. Правовые аспекты деятельности………………………………………..

4

1.2. Основные принципы и этапы реабилитационного курса………………..

6

1.3. Направления социальной реабилитации………………………………..

13

1.4. Методы социальной реабилитации……………………………………..

29

2. Проекты БФ «Центр свт. Василия ……………………………………..

 

32

Заключение…………………………………………………………………..

 

38

Рекомендованная литература ……………………………………………..

39

Введение

Для современного Российского общества характерны такие явления, как увеличивающийся разрыв в доходах населения, снижение качества образования, деформация института семьи, широкая пропаганда ценностейобщества потребления,которые отрицают необходимость нравственного и духовного развития человека.Это не могло не сказаться на проявлениях девиантного поведения среди подростков, в частности, одной из самых опасных его форм – преступности.

В уголовной статистике отмечается увеличение доли насильственных преступлений в структуре подростковой преступности, тенденция к возрастанию степени организованности преступных групп несовершеннолетних. Фиксируется рост тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на почве национальной ненависти или вражды в отношении представителей отдельных социальных групп, рост преступлений, сопряженных с экстремизмом.

Одной из приоритетных мер наказания несовершеннолетних признается их условное осуждение и воспитательные меры воздействия. Данная мера зачастую выражается в осуществлении учета и периодической регистрации этих лиц, а также в проведении профилактических бесед. Как правило, подростки, находящиеся в конфликте с законом, часто сталкиваются с формальным подходом со стороны сотрудников контролирующих учреждений. Они не знают, где можно получить социально-психологическую и иную помощь в решении проблем, которые выступают значимыми факторами, детерминирующими девиантное поведение. Кроме того,для большинства подростков условное осуждение воспринимается не как наказание, а как способ уйти от ответственности. Они продолжают вести прежний асоциальный образ жизни, как правило, употребляют психоактивные вещества, нередкостановятся  исключенными из системы образования. Всё это с большим процентом вероятности приводит к рецидивному преступлению и является одной из причин пополнения молодёжью исправительных колоний, где они ещё больше приобщаются к криминальному образу жизни и приобретают новый преступный опыт.

В связи с этим особо актуальной задачей профилактики преступности среди молодежи является организация социально-психологической реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом. Чем раньше такие подростки окажутся в поле зрения субъектов социальной реабилитации, тем выше будет её эффективность.

Современный зарубежный опыт показывает, что использование для подростков, совершивших нетяжкие уголовные преступления, альтернативных мер наказания вместо тюремного заключения, а также создание служб для их социальной реабилитации на основе специальных программ является эффективным методом социальной реабилитации. Срок пребывания в подобных учреждениях зависит от конкретных причин и обстоятельств, в которых находится ребенок.

На основе изучения и обобщения Европейского опыта (Дания, Германия, Франция), в 2004г. в Санкт-Петербурге был учреждён  Православным Приходом св. вмц. Анастасии Узорешительницы Благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого». Это единственная в Санкт-Петербурге негосударственнаясоциальная специализированнаяорганизация открытого типа, где условно осужденные несовершеннолетние, а также подростки, регулярно совершающие административные правонарушения, могут пройти курс социальной реабилитации в режиме стационара.

В этом методическом пособии будет рассмотрен опыт деятельности Центра свт. Василия по реабилитации подростков, находящихся в конфликте с законом, основные методы и направления работы.

 

1.   Организация работы с подростками, находящимися в конфликте с законом в БФ «Центр свт. Василия»

 

1.1.      Правовые аспекты деятельности

 

БФ «Центр социальной адаптации свт. Василия Великого» (Центр свт. Василия) действует на основании Закона о благотворительных организациях; Семейного Кодекса РФ; Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ.

В соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития РФ «О Рекомендациях по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» от 29 марта 2002 г. N 25 БФ«Центрсвт. Василия»в условиях непрерывного реабилитационного процесса оказывает социальные услуги несовершеннолетним в установленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, психологической, правовой, педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты в условиях круглосуточного стационара и  социального патронажа.

В вышеуказанном постановлении говорится, что в подобных Центру учреждениях рекомендуется создавать условия проживания, приближенные к домашним, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних, адаптации их в социальном окружении.

Основными направлениями деятельности таких учреждений являются:

– осуществление приема несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание им экстренной помощи, в случае необходимости, проведение доврачебного осмотра и организация медицинского обследования;

– проведение социального диагностирования с целью дальнейшей разработки индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, осуществление контроля за их реализацией, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

– обеспечение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних.

При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних необходимо:

– поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

– оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

– оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи;

– содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

– включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом возрастных и физиологических особенностей.

Индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стационарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждениилибо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреждения осуществляется патронаж семей, в которыхпроживают несовершеннолетние.

В структурных подразделениях учреждений рекомендуется образовывать реабилитационные группы, объединяющие несовершеннолетних с учетом степени их социальной дезадаптации. Количество несовершеннолетних в реабилитационной группе устанавливается:

– при условии дневного пребывания в учреждении – от 5 до 10 человек;

– при условии круглосуточного пребывания в учреждении – до 7 человек.

Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.

 

Организация работы в БФ «Центр свт. Василия» построена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и опирается на Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В Концепции обозначена актуальность защиты семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, указывается на необходимость модернизации системы профилактики детской безнадзорности, показана значимость расширения участия церкви и общественных организаций в принятии решений в сфере семейных отношений, в укреплении духовно нравственных основ семейной жизни.

В Центр подростка могут направить разные инстанции: суд, в качестве судебного прецедента согласно статьям 73 УК РФ (возложение дополнительных обязательств),  90УК РФ и 91 УК РФ (применение и содержание воспитательных мер принудительного воздействия), уголовно-исполнительная инспекция, комиссии по делам несовершеннолетних, территориальные отделы по делам несовершеннолетних и т.д. Кроме того, подростки могут прийти по личному заявлению законных представителей. Поскольку Центр – учреждение открытого типа, то подросток самостоятельно принимает решение о прохождении курса реабилитации, подписывает договор, принимая на себя ответственность за отказ от участия в программе и невыполнение обязательств, возложенных судом.

 

1.2.      Основные принципы и этапы реабилитационного курса

 

 

Центр свт. Василия имеет две площадки, рассчитанные на 12 человек, на которых в условиях стационара могут пройти курс социальной реабилитации подростки мужского пола 14–19 лет. Все подростки делятся на две автономные группы по 5–7 человек, каждую круглосуточно сопровождает социальный педагог (воспитатель). Воспитателями в Центре работают исключительно мужчины.Это обусловлено тем, что при проживании у мальчиков могут возникнуть какие-то бытовые вопросы, которые неудобно обсуждать с женщиной, а также тем, что между подростками могут произойти конфликты, которые проще будет уладить мужчине. В качестве специалистов (психологи, социальные работники) в Центре работают, как правило, женщины. Таким образом, у воспитанников есть возможность наблюдать социальные модели как мужского, так и женского поведения, нормы социального взаимодействия мужчин и женщин. Это обстоятельство важно, поскольку не во всех семьях подростки наблюдают такие модели в силу того, что процент неполных семей у воспитанников Центра очень большой – около 70%.

В целях создания реабилитационного пространства и поддержания семейных, домашних отношений в Центре создана уютная обстановка, задан определённый эстетический стандарт. В интерьере используются керамические изделия ручной работы, сделанные воспитанниками и сотрудниками, а также их рисунки и художественные фотографии.

Вся деятельность Центра ориентирована, прежде всего, на создание благоприятных условий для сопровождения процесса социализации и взросления подростков. Это происходит путём формирования безопасной развивающей среды, которую обеспечиваетсоблюдение определенных принципов:уважение, отсутствие двойного стандарта и недопустимость насилия.

Принцип уважения.  Является ключевым принципом работы. Не уважая подростка, не видя в нём личность, невозможно создать благоприятную атмосферу для развития его позитивных качеств, научить уважительному отношению к другим. Важно донести до воспитанника, что он имеет право на собственные взгляды, интересы, чувства, переживания и они значимы для других. При этом необходимо дать понять подростку, что можно не разделять ценностные убеждения другого человека, не приветствовать его поступки, но при этом принимать его таким, какой он есть. Используя этот принцип можно без предубеждения относиться к любому решению воспитанником проблемы, даже если оно очевидно неправильное, но при этом показать ему другие варианты выхода из ситуации и объяснить их  предпочтение. При таких отношениях идёт обращение к позитивным сторонам личности подростков, не акцентируется внимания на негативных аспектах, признается ценность личности другого человека.

Отсутствие двойного стандарта. Подразумевает единые требования и стандарты поведения для всех воспитанников и сотрудников. Сотрудники не позволяют себе делать то, что они не приветствуют в поведении подростков, участвуют на равных во всех мероприятиях Центра, в совместном труде, поездках, походах. Такие  отношения создают атмосферу безопасности, доверия и открытости.

Недопустимость насилия. Многие воспитанники Центра имели криминальный круг общения, опыт нахождения в закрытых учреждения, где, как известно, межличностные отношения выстраиваются на основе неформальных «тюремных» законов, в соответствии с которыми внутригрупповая иерархия авторитарна, а внутригрупповые отношения жестоки и антигуманны. В связи с этим, в Центре не допускаются никакие проявления тюремной субкультуры.Сотрудники Центра внимательно следят за тем, чтобы подростки не употребляли  тюремный сленг, не использовали тюремные правила поведения и т.п. Исключается разделение группы на микрогруппы в зависимости от статуса. Это достигается за счёт равного распределения обязанностей, обязательных для всех воспитанников дежурств, совместных уборок помещений под руководством социального педагога. Исключается передача административных функций воспитанникам Центра. Подросток несёт только личную ответственность за выполнение какого-либо поручения.

Если в коллективе воспитанников имели место конфликтные ситуации, то о случившемся информируются все воспитанники и сотрудники Центра. Ситуация совместно обсуждается и подробно анализируется. Целью такой процедуры является демонстрация того, что проявление насилия в данном коллективе недопустимо. Предание гласности таких ситуаций и всестороннее обсуждение инцидентов помогают воспитанникам почувствовать, где пролегает граница дозволенного поведения.

Подросток знает, что если он проявил физическую или психологическую агрессию и насилие в отношении кого-либо, то сотрудники обязательно вызовут полицейского.Ситуация будет подробно разобрана и результатом может быть оформление заявления в полицию или составление акта об административномправонарушении. Для подростков это является мощным сдерживающим фактором, поскольку такая ситуация может привести к замене условного срока на реальный. Причем о таких последствиях воспитанника предупреждают сразу, как только он оказывается в Центре. Сотрудники объясняют ему, что при очень хорошем отношении и искреннем желании помочь каждому воспитаннику, ни о каких правонарушениях умалчиваться не будет, и что никто не сможет «отсидеться» в Центре, чтобы избежать колонии. Для многих подростков это достаточно неожиданно, поскольку у них есть опыт того, что родители, несмотря ни на что,постоянно их покрывают и ограждают от ответственности, а это влечёт за собой формирование чувства безнаказанности и провоцирует совершение других проступков, включая преступления.

За счёт твёрдой позиции Центра в отношении любых правонарушений, у воспитанников формируется чувство ответственности за свои действия, умение предвидеть последствия поступков, что способствует развитию эффективного социального поведения.

          В отличие от закрытых учреждений (специальных ПТУ и школ закрытого типа, воспитательных колоний), воспитанники Центра посещают свои прежние учебные заведения. Если у них нет нарушений, и они смогли своим поведением заслужить определенный уровень доверия, то они ходят в школу самостоятельно. Если же их поведение не вызывает достаточно доверия, то посещение школ происходит в сопровождении социального работника. У подопечных Центра есть возможность ходить на спортивные тренировки, на подготовительные курсы, участвовать в школьных внеурочных мероприятиях и т.п., соответственно, не рвутся позитивные социальные связи, подросток не исключается из социума. Это важно потому, что после окончания реабилитационного курса воспитанникам Центра не требуется последующая дополнительная ресоциализация, как после возвращения из мест лишения свободы. Происходит это потому, что наказание подростков, возложенное судом,происходит в условиях, где всячески поддерживается их позитивная деятельность.

        Работа в Центре осуществляется на основе программы социальной реабилитации, которая реализуется при тесном взаимодействии со всеми субъектами профилактики: с судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), уголовно-исполнительными инспекциями (УИИ), отделами по делам несовершеннолетних полиции (ОДН), наркологической службой. Реабилитационный курс рассчитан на период от девяти месяцев до трёх лет, в зависимости от конкретной ситуации подростка. Курс включает социально-педагогическое сопровождение, психологическую помощь и коррекцию поведения, помощь в получении образования, содействие в получении необходимых медицинских услуг, организацию досуга, помощь в решении внутрисемейных проблем.

Программа реабилитационного курса рассчитана на четыре этапа, завершающиеся социальным патронажем. С переходом на очередной этап у воспитанника появляется больше «свобод». Перевод на следующий этап возможен только при условии успешного прохождения предыдущего. При грубых нарушениях правил Центра и регулярном несоблюдении необходимых условий нахождения на данном этапе, возможно возвращение на предыдущий.

Первый этап – «Карантин» – нацелен на создание условий для погружения подростка в развивающую среду. На этом этапе проводится социальная и психологическая диагностика, составляется план индивидуального сопровождения. Воспитанник, находящийся на этом этапе не может покидать Центр без сопровождения сотрудника. Но это не значит, что подростки оказываются в изоляции от внешнего мира. Разнообразные экскурсии и поездки, походы в музеи и театры позволяют им окунуться в новую среду, о существовании которой многие из подопечных Центра даже не подозревали. Минимальная продолжительность этого этапа  составляет один месяц.

После карантина начинается второй этап под названием «Основной курс». На этом этапе воспитанник получает возможность посещать учебные и другие мероприятия самостоятельно, без сопровождения сотрудников Центра. На каждую неделю составляется индивидуальное расписание, куда обязательно включены консультации психолога, психологические тренинги, занятия в творческих мастерских, занятия с волонтерами-репетиторами,  спортивные тренировки и другие мероприятия.

Третий этап – «Индивидуальная программа».Для перевода на этот этап необходима положительная динамика в поведении, успехи в учёбе, проявление ответственности и инициативности при участии в мероприятиях. На третьем этапе воспитаннику предоставляется поощрительный досуг, т.е. он может выбрать сам, как провести свободное время. Например, пойти в спортзал, в кинотеатр, зайти домой, побыть с родителями, встретиться с девушкой  и др. Также допустима замена некоторых мероприятий Центра в соответствии с интересами подростка. Минимальная длительность  этапа – три месяца.

На четвёртый этап – «Возвращение домой» – воспитанник может быть переведён только при успешном прохождении всех предыдущих. Необходима устойчивая положительная динамика в поведении, постановка чётких перспективных целей и конкретных шагов для их реализации. На этом этапе воспитанник  может с субботы на воскресение ночевать дома. Это способствует более лёгкой адаптации подростка к самостоятельной жизни вне Центра с использованием нового опыта и моделей поведения.

После прохождения курса социальной реабилитации воспитанники переводятся в группу социального патронажа, которая не подразумевает проживания в Центре, однако не отменяет наблюдения сотрудников Центра за поведением подростка в течении не менее чем полгода. Это обусловлено тем, что полученные жизненные навыки требуют подкрепления, а выпускникам  необходимо продолжение социального сопровождения и психологическая поддержка. Для каждого подростка составляется индивидуальный план социальной реабилитации, который обязательно включает работу с семьёй, культурные и спортивные мероприятия. Продолжается регулярная работа с психологом, занятия в творческих мастерских, консультации с репетиторами. При необходимости оказывается помощь в выборе учебного заведения, трудоустройстве, взаимодействии с различными учреждениями. Работа в группе социального патронажа осуществляется с привлечением большого числа социально активной молодёжи в качестве волонтёров.Следует отметить, что вгруппу социального патронажа также принимаются девушки, совершившие преступление, административные правонарушения, а также те, кто не посещает или регулярно прогуливает школу, уходит из дома, замечен в употреблении алкоголя или наркотиков и т.п.Основания для зачисления у них такие же, как и у молодых людей. (Невозможность их размещения в стационаре и включение в полный курс реабилитации связано с тем, что у Центра нет необходимых ресурсов).

На всех этапах реабилитационного курса происходит работа по описанным далее направлениям.

 

1.3.      Направления социальной реабилитации

Работа с подростками, находящимися в конфликте с законом, в Центре свт. Василия происходит в разных направлениях социальной реабилитации, которые взаимосвязаны между собой и представляют целостный реабилитационный процесс.

Социально-педагогическое направление

При поступлении подростков в Центр, на каждого собирается социальный анамнез и помещается в личное дело, с которым могут ознакомиться все сотрудники. В социальный анамнез входит:информация о составе семьи, информация о родителях и других членах семьи, проживающих с ребёнком (возраст, образование, профессия, вредные привычки, девиантный опыт). Выясняются жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи. В личном деле также находится справка об образовании ребенка, опыте употребления алкоголя и наркотиков, совершенных правонарушениях. На протяжении всего реабилитационного периода личное дело пополняется, туда добавляются результаты медицинской диспансеризации, психологического консультирования, информация из учебных заведений и других субъектов профилактики (судов, КДН и ЗП, УИИ, ОДН, полиции, наркологической службы).  По личному делу воспитанника можно анализировать динамику изменений его поведения и, при необходимости, корректировать индивидуальный план.

С целью своевременного обмена информацией между сотрудниками и координации деятельности регулярно проводятся педсоветы, на которых обсуждаются персонально все воспитанники Центра, после чего принимаются совместные решения. Кроме того, дежурный социальный педагог ведёт журнал, где записываются все события дня и любой сотрудник может ознакомиться с этой информацией, чтобы иметь представление о том, что происходило в конкретный день.

Дежурный социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением воспитанниками правил поведения в Центре, личной гигиены, режима дня,дежурствами, что способствует развитию навыков хозяйственного-бытового труда.

          В течение всего реабилитационного курса много времени уделяется воспитательным беседам с подростками, одна из форм которой так называемая «Вечерняя свечка». Приблизительно за полтора часа до отбоя все воспитанники вместе с социальным педагогом собираются за столом, зажигают свечу и каждый высказывается о своих впечатлениях от прошедшего дня, о чувствах, которые каждый переживал в течение дня. Цель такого действа – стимулировать подростка заметить какие-то позитивные изменения, сказать не о том, что было сделано плохо, а о том, что было не сделано или что можно было бы сделать лучше, о своих ожиданиях от предстоящего дня. На «Свечке» рассматриваются все возникшие за день проблемы и обсуждаются пути их решения. Эта форма работы способствует развитию у подростков  рефлексии, навыков планирования, дает им возможность проанализировать события прошедшего дня, способствует формированию искренних и доверительных отношений в реабилитационной группе.

У многих подростков на момент их поступления в Центр уровень образования не соответствует возрасту, не редко встречаются случаи, когда ребенок длительное время не посещает учебные заведения и практически исключен из системы образования. Это связано с тем, что у школ нет методов воздействия на таких детей, а родители не являются для них авторитетом и не могут мотивировать к учёбе. Если подросток нигде не учится, то эта проблема решается индивидуально. Это может быть восстановлениев прежнем учебном заведении или поступление в другое, организация надомного обучения или какой-то другой альтернативныйвариант. Но в любом случае получение образования является обязательным для всех подопечных Центра.

Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и составляется план занятий с репетиторами. В зависимости от того, какой предмет школьной программы вызывает наибольшие трудности, планируется расписание занятий с репетиторами-волонтерами. Индивидуальные занятия помогают подросткам повысить успеваемость по школьным предметам и, как следствие, самооценку и мотивацию к обучению. Сотрудники Центра осуществляют контроль за посещением подростками учебных заведений, их успеваемостью, выполнением домашних заданий, поддерживают контакт с педагогами.

Социальная служба Центра оказывает помощь при сборе документов для поступления, сопровождает при приёме в учебное заведение и налаживает связь с преподавателями.

Психологическое направление

Это направление включает в себя: индивидуальные психологические консультации подростков, индивидуальную психотерапию, групповую психологическуюработу, профориентацию,уроки психологии для подростков.

Индивидуальная работа психолога начинается с психологической диагностики, которая включает в себя изучение учебной мотивации, соответствие возраста подростка уровню его образования, выявление педагогической запущенности, изучение особенностей характера, уровня тревожности и устойчивости к стрессу. По результатам диагностики психолог составляет психологическое заключение и рекомендации для сотрудников Центра по взаимодействию с данным воспитанником.

В течение всего реабилитационного периода регулярно, не менее двух раз в неделю, у подростка проходят индивидуальные консультации с психологом. На встречах они обсуждают учебные трудности и сложности во взаимоотношениях с другими воспитанниками, сотрудниками, родителями. Психолог-консультант помогает повысить мотивацию подростка для прохождения курса социальной реабилитации, участия в обязательных мероприятиях Центра, отказе от вредных привычек.

Каждый воспитанник посещает психотерапевта, который определяет психологические причины, лежащие в основе девиантного поведения, и выявляет возможные пережитые психологические травмы. На основании результатов консультации разрабатываются рекомендации для сотрудниковпо корректному общению с подростком. При необходимости психотерапевт назначает встречи, на которых происходитработа с психологической травмой, помощь в развитии самосознания, коррекция ценностных ориентаций и эмоционально-волевой сферы, помощь при различных видах зависимостей, обучение способам саморегуляции.

Активно в реабилитационном курсе используется групповая психологическая работа, котораянаправлена на повышение культуры общения, обучение эффективному поведению в конфликтной ситуации и конструктивному проявлению эмоций, развитие эмпатии. Групповая работа с подростками включают в себя цикл психологических тренингов и еженедельные групповые занятия.Все тренинги проводятся совместно с воспитанниками и сотрудниками Центра, что дает возможность лучше изучить друг друга, наладить контакт. Такие занятия объединяют сотрудников и воспитанников, способствуют разрушению у подростков барьера общения со взрослыми. Довольно часто подростки имеют негативный опыт общения со взрослыми в школе, в правоохранительных органах, в семье. Это подрывает авторитет старшего человека, разрушает доверие к взрослым. Поэтому очень важным представляется возобновление уважительного отношения к старшим.

 Основная цель психологических тренинговзаключается в обучении воспитанников Центра успешному взаимодействию в различных социальных ситуациях, выстраиванию конструктивных отношений в обществе. Работа в группе дает подросткам возможность формулировать и обсуждать свои проблемы, мысли, чувства, способствует развитию самоанализа, рефлексии, оценки своих поступков.

Для формирования образовательного маршрута и обозначения профессиональных планов с воспитанниками Центра проводится профориентация. Она заключается в диагностике интересов и профессиональной направленности, способностей и личностных особенностей. Проводится беседа о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда и учебных заведениях, подбираются варианты учебных заведений в соответствии с интересами и возможностями подростка.

В рамках психологического направления  проходят «уроки психологии для подростков». Они направлены на формирование у воспитанников Центра базовых знаний по психологии,особенностям межличностного взаимодействия, помощь в самопознании, развитие психологической культуры.

Медико-социальное направление

Все подростки, поступившие на курс социальной реабилитации, обязательно проходят диспансеризацию на базе Городского консультативно-диагностического Центра для детей "Ювента". Они обследуются у терапевта, окулиста, отоларинголога, уролога, хирурга, невролога, а при необходимости и у других специалистов. Если есть показания, то осуществляется контроль за приёмом назначенных медикаментов и за соблюдением рекомендаций врача.

В Центре создаются условия, не допускающие курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. Для этого регулярно, несколько раз в месяц, в межрайонном наркологическом диспансере проводится освидетельствование на предмет употребления воспитанниками психоактивных веществ (они могут содержаться в организме до двух недель). При положительном результате теста приглашается полицейский, который составляет акт об административном правонарушении. Также акт об административном правонарушении может быть составлен, если несовершеннолетний воспитанник находится в состоянии алкогольного опьянения или регулярно курит, что фиксируется воспитателями или другими сотрудниками. Подростки начинают понимать, что у необдуманных поступков могут быть серьёзные последствия. Они знают, что если не остановятся, то альтернативой нахождения в Центре может стать закрытая школа, училище или воспитательная колония.

Обязательно ведётся пропаганда здорового образа жизни и формирование ценности здоровья. Осуществляется контроль за соблюдением режима дня и личной гигиены. Каждый день проводится утренняя зарядка. Воспитанники несколько раз в неделю ходят в тренажерный зал, участвуют в спортивных мероприятиях.

Социокультурное направление

На сегодняшний день, признанным способом коррекции отклоняющегося поведения является занятие творчеством. В Центре свт. Василия большое внимание уделяется созданию условий для самореализации подростков через творческий, созидательный процесс.

В 2015 году на базе Центра было проведено исследование взаимосвязи креативности и индивидуально-личностных свойств подростков с делинквентным поведением. Результаты исследования показали, что у делинквентных подростков уровень креативности несколько выше, чем у их социально-нормативных сверстников, однако у делинквентов наиболее выражена такая составляющая творческой направленности личности, как склонность к риску. Личности с высокими показателями по данной шкале характеризуются отстаиванием своей идеи без обращения внимания на реакцию других, постановкой высоких целей и поиском возможностей их осуществления, слабой чувствительностью к неодобрению.

В целом, все компоненты личностной креативности, по результатам исследования, у таких подростков связаны со свойствами самоактуализирующейся личности.  Это говорит о том, что при создании благоприятной, развивающей среды такие подростки могут реализоваться социально-одобряемым способом через занятия творчеством, которые способствуют:

-       отвлечению от девиантных форм поведения путем привлечения внимания к творческому самовыражению;

-       вовлечению в созидательную деятельность;

-       развитию поисковой активности;

-       увлечению разными видами искусства;

-       познанию окружающего мира и себя;

-       развитию коммуникативных навыков.

Творческая активность подростков обогащает их опыт общения, даёт возможность осознать свою значимость и индивидуальность во взаимодействии с другими людьми, позволяет получать опыт совместной деятельности, высказывать своё мнение и впечатление в соответствии с социальными нормами.

Социокультурное направление реабилитационной работы в Центре свт. Василия объединяет в себе работу в творческих мастерских, дискуссионный киноклуб,встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение музеев и театров, культурно-творческие мероприятия литературные вечера и др.

          Творческие мастерские

Регулярно, несколько раз в неделю, для воспитанников проводятся занятия в творческих мастерских – в них воспитанники могут заниматься гончарным делом и мыловарением. Это креативное пространство, где они могут реализовать свою потребность в творчестве, найти себе новое увлечение, сделать красивую и нужную вещь своими руками. На таких занятиях подростки учатся проявлять творческую инициативу, развивают навыки самоорганизации и самоконтроля.

В Центре есть собственная гончарная мастерская, оборудованная всем необходимым для полноценной работы: гончарным кругом, печами для обжига, глазурями для росписи керамических изделий, станком для раскатывания глины, формами и др.

Занятия в мастерской входят в систему обязательных мероприятий в рамках  индивидуального расписания воспитанника. Обычно занятие проходит в течение двух часов под руководством профессионального мастера по керамике. В его обязанности входит:

-         организация и проведение занятий в гончарной мастерской;

-         обучение техникам  работы с материалом;

-         контроль за соблюдением техники безопасности.

Керамика, как и любой иной вид художественно-творческой деятельности, имеет очень важное значение для формирования личности подростка, помогает ему ощущать радость творчества и познания. Гончарство, по своему терапевтическому воздействию, освобождает от усталости, эмоциональной истощенности.

Методики глинотерапии способствуют развитию следующих положительных факторов:

-         развитие мелкой моторики;

-         развитие воображения и фантазии;

-         развитие эстетических качеств;

-         развитие навыка самоконтроля;

-         снижение агрессивности;

-         выход и устранение фобий, негативных эмоций;

-         получение положительного энергетического заряда, эмоций;

-         сосредоточение на собственных внутренних ресурсах;

-         получение положительных результатов собственного труда и др.

Помимо перечисленных положительных факторов, на таких занятиях воспитанники получают первичные профессиональные навыки, которые могут использовать в дальнейшем, а именно: работа за гончарным кругом, заливкаглины в формы, обжиг изделий, роспись, глазурование, декорирование, лепка и т.д.

Центр имеет также мыловаренную мастерскую, в которой проходят занятия по изготовлению натурального мыла ручной работы. Чаще всего данные занятия проводятся для девушек, находящихся на социальном патронаже. Однако они не исключают участия юношей, изъявивших желание участвовать в мастерской.

Особенность данного процесса состоит в кропотливой работе, длящейся по несколько часов, так как мыло создается воспитанниками с «нуля». Занятия проходят под руководством специалистов.

Кроме того, сделанное своими руками изделие из глины, в котором подросток смог реализовать свои фантазии или мыло, сваренное собственноручно, станет непревзойденным подарком, который обрадует родственников или близких друзей воспитанника Центра.

Дискуссионный киноклуб

Каждую неделю в Центре проводится просмотр фильма с обсуждением. Это мероприятие называется «Дискуссионный киноклуб», в нём участвуют воспитанники (проживающие в режиме стационара и находящиеся на социальном патронаже), сотрудники, волонтеры и друзья Центра. Обычно к обсуждению фильмов привлекаются волонтеры, взаимодействие с которыми важно для воспитанников, так как знакомит их с различными точками зрения, которые могут кардинально не совпадать с мнением подростков. Киноклуб объединяет людей разного возраста, благодаря чему воспитанники получают новый позитивный опыт общения со сверстниками и людьми старшего поколения.

Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет повысить социально-психологическую компетентность за счет знакомства сразличными социальными ролями и типами общения; способствует развитию эмпатии, рефлексии и пониманию эмоциональных состояний партнера по общению. Работа с фильмом позволяет увидеть различные способы решения проблем, расширить поведенческий репертуар участников группы.Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

Совместное с волонтёрами обсуждение фильмов помогает подросткам: 

-         формулировать и выражать собственные взгляды, мнения;

-         эмоционально отреагировать актуальные на данный момент жизни чувства и переживания;

-         осознать и переосмыслить свои цели и потребности, действия, чувства,важные для позитивного построения собственной жизни;

-         развить способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках;

-         развить способности к сопереживанию;

-         научиться уважать другое мнение.

К проведению киноклуба необходимо готовиться заранее. Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для подростков и обратить внимание на то, чтобы в фильме не было сцен насилия, ненормативной лексики и т.п. Готовясь кобсуждению, важно учитывать индивидуальные особенности воспитанников, различия в уровне развития, образования, возраст.

Дискуссионный киноклуб проводится в социокультурном пространстве - кофейне «Просто», которая является одним из проектов Центра. Атмосфера и уютная обстановка, заданная в кофейне, располагает участников к приятному времяпрепровождению и общению. После обсуждения фильма организаторы угощают участников кофе, чаем и сладостями в кофейне. 

 

 

          Встречи с интересными людьми

        Встречи с интересными, талантливыми, увлеченными своим делом людьми, во многом способствует развитию кругозора подростков и формированию у них интересов. Регулярно в Центреорганизуются  встречи и совместные мероприятия с интересными, яркими личностями. На встречи приглашаются  деятели науки и искусств, путешественники, писатели, философы, артисты, музыканты, режиссеры и др.

Экскурсии, посещение музеев и театров

Большое внимание уделяется знакомству воспитанников Центра с искусством и культурным наследием города. В программу обязательных реабилитационных мероприятий входит регулярное посещение музеев, театров, а также различные экскурсии, прогулки по историческим местам Санкт-Петербурга.

Специалисты Центра находят возможности сотрудничества с музеями и театрами на благотворительной основе. Помимо экскурсий в музеи города, регулярно, при помощи волонтеров, проводятся тематические, пешеходные и неформальные экскурсии, квесты.

Интерактивные мероприятия

Центр имеет опыт организации больших культурно-творческих интерактивных мероприятий. В качестве примера можно привести «Пушкинский бал», который состоялся в креативном пространстве, площадью 900 кв.м. Программа представляла собой интерактивный праздник, участниками которого были не только воспитанники БФ «Центр свт. Василия», специально обучавшиеся для этого бальным танцам, но также дети и подростки из других социальных учреждений Санкт-Петербурга и регионов Северо-Запада.

В канву бала были включены выступления артистов театра имени Ленсовета, солистов Мариинского театра, а также мастер-классы, игровые танцы, музыкальные паузы, выступления профессиональных танцоров. В мероприятии участвовали родители воспитанников, друзья Центра, всего -  около 400 человек.

Проведённое интерактивное мероприятие показало, что бал - уникальная форма реабилитационной работы, способствующая осознанию подростками ценности собственной личности, расширению кругозора, привитию правил хорошего тона и знакомству с интересными людьми. Погружение в традицию русской культуры вне нравоучений, отвергаемых подростками, пробуждает интерес к историческому наследию, воспитывает чувство собственного достоинства.

Литературные вечера

При помощи аниматоров-волонтёров в Центре регулярно проходят литературные вечера, на которых воспитанники выступают с подготовленной поэтической программой. На такие мероприятия обязательно приглашаются родители и близкие для подростков люди.

«Поэтический вечер» обычно посвящается дням памяти великих русских поэтов и основным традиционным праздникам (8 марта, 23 февраля и т.д.). В рамках вечера воспитанники исполняют известные стихотворения под музыкальный аккомпанемент, сопровождающиеся историко-просветительскими комментариями и короткими биографическими рассказами ведущего.

Целью воспитанников стоит прочитать стихотворение не как нечто информационное, а проиграть и прочувствовать все то, что данное стихотворение способно передать, постараться вернуть зрителя в историческую обстановку жизни поэтов. Более того, необходимой задачей является передача событий, осмыслений и переживаний, описанных в стихотворении.

Подготовка литературного вечера требует репетиций и отработки основных действий: приемов ораторского искусства, некоторых элементов сценического движения, бессловесных действий. Много внимания уделяется концентрации воспитанников на содержании произведения,  переживаниях автора и возможных откликах зрителей во время выступления. Процесс подготовки одного вечера продолжительностью 40 минут может длиться от двух недель до двух месяцев непрерывной работы, репетиций, обсуждений и рефлексий. За это время аниматор пытается вызвать живой интерес и симпатию подростков не только к красоте произведения, но и к личности автора, к историческому периоду и событиям, которые предшествовали и сопровождали данное стихотворение. В этом процессе применяются театрально-педагогические методы, помогающие в подготовке мероприятие.

Театральная студия

В социокультурном  направлении деятельности Центра широко используются методы театральной педагогики, которая является эффективным инструментом преодоления проблемы дезадаптации подростков. Театр как искусство синтетическое может активно воздействовать на личность подростка, настроить его на созидательный лад, обогатить духовный мир, дать почву для самореализации и раскрытия собственного потенциала.

Под руководством театрального педагога в Центресвт. Василия организована театральная студия,основной формат занятий в которой - театральные тренинги. В театральной студии проходят репетиции, рождаются спектакли и осуществляется совместный творческий труд (изготовление различных декораций и театрального реквизита).

Театральные тренинги проходят один раз в неделю, на занятиях воспитанники учатсяработать со своим телом как пластическим инструментом, способным выражать чувства и настроения. В основном упражнения, необходимые для решения этих задач, достаточно просты, их проходят на начальном этапе подготовки актёров в театральных училищах. Как правило, это речевые и пластические тренинги, постановка театральных этюдов, разучивание стихотворений и отрывков из литературных произведений, контактная и бесконтактная импровизации, моделирование серьезных и комичных жизненных ситуаций на сцене и т.п.

В театральной студии Центра периодически осуществляются постановки спектаклей с участием воспитанников и волонтёров.  Неизменной традицией сталпоказ спектакля под Новый Год и Рождество для детей из воскресных школ сельских приходов.

Духовно-нравственное направление

У большинства воспитанников Центра нет опыта бескорыстной помощи другим, в окружении этих подростков «просто так» делать ничего не принято. У них практически не развиты такие нравственные ценности, как долг, честь, достоинство, милосердие, патриотизм, уважение к другим. А, как известно, развитие именно этих ценностейявляется важнейшим условием личностной зрелости. Духовно-нравственное воспитание подростков в Центре происходит, прежде всего, за счёт их участия в волонтёрских проектах. Например, регулярно воспитанники с социальными педагогами посещают региональную общественную организацию «Конно-экологический, спортивно-оздоровительный досуговый центр для семьи и молодежи «Конно-сказочный хутор», расположенную в поселке Токсово Ленинградской области. Там онипомогают чистить стойла для лошадей, кормить и ухаживать за животными, убирать территорию. Если они качественно выполняют свою работу, то у них появляется  возможность покататься на лошадях. Работа на конюшне прививает любовь к животным и уважение к любому труду. Кроме того, давно известно положительное влияние лошадей на поведение детей, в связи с этим  иппотерапию используют и при работе с девиантными подростками.

В 2015 – 2016 г.г. воспитанники Центра регулярно выезжали в дом-интернат для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития и помогали им на прогулке. Благодаря возможности оказания  помощи слабому, подростки могли реализовать свою потребность быть нужным и важным для кого-то. Общение с такими людьми развивает эмпатию, чувство сострадания и сопереживания. 

При проведении выездных мероприятий, подростки вместе с волонтерами Центра трудятся на территории православных монастырей. Знакомство с православной культурой, работа на послушаниях вместе с трудниками и монахамиспособствует воспитанию взаимопомощи, формированию альтруизма и развитию духовно-нравственной сферы.

Опыт реабилитационной работы с делинквентными подростками показывает, что вовлечение в волонтерские проекты оказывает положительное влияние на формирование у них гражданской позиции, помогает осознанию своей значимости социально-одобряемым способом.

Работа с семьёй

Во многом криминальная вовлечённость подростков берёт своё начало в семейных конфликтах и проблемах. В рамках основной концепции работы Центра подразумевается, что все проблемы подростков-правонарушителейдолжны рассматриваться в контексте семьи. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, его нравственные ценности. Бесспорно, даже самые высококвалифицированные специалисты не смогут компенсировать недостатки воспитания и развития ребенка в семье. Из этого следует, что одним из важных направлений реабилитационной работы с подростками, находящимися в конфликте с законом,  является работа с их родителями.

Часто родители подростков, совершивших правонарушение, чувствуют себя беспомощными и некомпетентными в вопросах воспитания, почти всегда между ними и ребенком присутствует затянувшийся конфликт, который они не могут разрешить самостоятельно. При совершении подростком противоправных действий, родители, как правило, боятся обращаться за помощью в государственные учреждения, опасаясь огласки и санкций со стороны правоохранительных органов. При этом они остро нуждаются в консультационной помощи психолога, социального работника, юриста. Такую помощь в Центре могут получить родители подростков, находящихся на стационаре, на социальном патронаже, а также родители «потенциальных» воспитанников, которые обращаются самостоятельно.

Общение специалистов Центра с родителями начинается еще до реабилитационного курса. Когда родители приезжают вместе с подростками на собеседование, с ними проводится беседа, разъясняется, в чем заключается реабилитационная программа. Затем с родителями заключается договор о пребывании ребенка в Центре. Один из пунктов договора обязывает законного представителя (родителя или другого лица) посещать запланированные консультации со специалистами. Сотрудники Центра обязательно держат родителей в курсе всех событий, происходящих с ребенком, приглашают на творческие вечера и другие мероприятия.

Одной из форм работы с семьёй является проведение родительских конференций. Они проводятся регулярно, несколько раз в течение реабилитационного периода. Основная задача – показать родителям ситуацию ребенка комплексно, с разных сторон и активно включить их в процесс реабилитации.  При возникновении какой-то сложной ситуации, родительская конференция может быть собрана экстренно. В ней участвуют сотрудники Центра, родители, представители субъектов профилактики (инспектор УИИ, инспектор ОДН, школьный социальный педагог и другие заинтересованные лица). Рассматриваются возможные перспективы воспитанника, динамика изменения его поведения, успеваемость. При наличии нарушений внутренний правил Центра, обсуждаются сами поступки и их последствия. В итоге родительской конференции выносится совместное решение относительно дальнейших планов воспитанника.Гармонизация отношений в семье, разрешение внутрисемейных конфликтов, повышение педагогической и юридической информированности родителей способствует успешной социальной реабилитации подростков, совершивших преступление.

Сотрудники Центра обязательно держат родителей в курсе всех событий, происходящих с ребенком в течение курса реабилитации, приглашают на творческие вечера и другие мероприятия.

 

1.4. Методы социальной реабилитации

 

При работе с подростками, находящимися в конфликте с законом, основными методами, которые используются в реабилитационной программе Центра свт. Василия являются  кейс-менеджмент, социальное моделирование, социокультурная анимация, наставничество и трудотерапия.

Кейс-менеджмент. При буквальном переводе на русский язык слово «кейс-менеджмент» означает «управление случаем» или «ведение пользователя». Это хорошо отражает суть кейс-менеджмента как санкционированного законом вмешательства в жизнь ребенка, совершившего правонарушение, направленного на управление процессом его социализации путем обеспечения условий для создания возможностей и формирования у него навыков удовлетворения потребностей социально приемлемыми способами. Использование этого метода предполагает тесное взаимодействие всех субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Кейс-менеджментпредставляет собой адресное, непрерывное и систематическое сопровождение воспитанника при использовании у него имеющихся ресурсов (семья, учебное заведение, круг общения, личностные особенности, интересы и др.), предполагает открытость, согласие на сотрудничество и активное участие воспитанника и его семьи в принятии решений. Это позволяет выбрать стратегию работы и методы ее осуществления, разработать индивидуальную программу сопровождения, которая подразумевает сопровождение в суде, посредничество между подростком и субъектами профилактики, содействие в получении образования, содействие в получении медицинских услуг, психологическую помощь, работу с семьёй, организацию досуга.

Социальное моделирование предполагает моделирование реальных жизненных ситуаций, в которых подросток может наблюдать желательное поведение и сам апробировать новые конструктивные модели. Одним из элементов социальной реабилитации в Центре является моделирование сложных экстремальных условий для воспитанников. Нередко подростки совершают правонарушения, чтобы испытать какие-то острые ощущения, подчас путая понятия «мужество» и «безрассудство». Для них очень важно доказать другим и себе свою взрослость, смелость и решительность. В Центре им предлагается сделать это социально-одобряемым способом.  Для этого организуются длительные сложные путешествия. В летние каникулы  воспитанники на два месяца выезжают в автомобильный поход (Проект «Школа странствий») и доезжают до Северного Ледовитого океана. 

Социокультурная анимация направлена на преодоление социального и культурного отчуждения подростков, находящихся в конфликте с законом, способствует их приобщению к богатствам культуры и формированию общечеловеческих ценностей.В Центре свт. Василия социокультурная анимация осуществляется за счёт досуговой деятельности воспитанников. Она может быть организована в следующих формах:

-         познавательная (конкурсы, состязания, квесты, экскурсии);

-         культурно-развлекательная (просмотр и обсуждение кинофильмов, посещение театров, концертов, тематические праздники);

-         спортивно-оздоровительная (спартакиады, показательные спортивные выступления, походы);

-       трудовое творчество (аукционы и ярмарки изделий, сделанных своими руками, мастер-классы);

          При планировании досуговой деятельности обязательно учитываются запросы самих  подростков.

Совместная деятельность является эффективным инструментом работы с подростками  и обладает мощным социализирующим потенциалом. Совместная деятельность сотрудников и воспитанников в Центре свт. Василия используется как повседневная практика и сопровождает все мероприятия.

Наиболее высоким уровнем развития сотрудничества в совместной деятельности является творческое сотрудничество, которое позволяет ее участникам наиболее полно реализовать свои внутренние резервы. 

Наставничество является одним из древнейших методов передачи знаний и социального опыта, представляет собой непосредственное и опосредованное личное влияние более опытного человека (наставника) на подопечного. Ценность наставничества в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом, заключается в возможности подопечного наблюдать за тем, как наставник ведёт себя в различных социальных ситуациях, как он решает актуальные текущие проблемы социально-приемлемым способом.

Наставники являются трансляторами социальных норм через совместную деятельность с подростками, в социально-обучающей ситуации направляют их к использованию модели социально-одобряемого поведения.В Центре наставником может быть любой сотрудник или волонтёр, который курирует деятельность подростка в определенныйпериод реабилитационного курса.

Наставник личным примером демонстрирует воспитаннику нормы поведения в совершенно разных сферах,например,  при соблюдении правил этикета за столом, при соблюдении норм поведения в общественных местах, при взаимодействии с представителями различных учреждений, при конструктивном поведении в конфликтных ситуациях и т.д. У большинства воспитанников в их прежнем окружении не было перед глазами образцов социально-позитивного поведения. В Центре они могут наблюдать образцы такого поведения, демонстрируемые сотрудниками (как мужчинами, так и женщинами). Особенно важным представляется то, что есть возможность учиться у социально-позитивной, активной молодёжи, которая сотрудничает с Центром в качестве волонтеров.

Наставничество не заканчивается после прохождения курса социальной реабилитации в Центре. Выпускники приходят за помощью, советом. Для некоторых наставники стали действительно близкими людьми, с которыми они могут обсудить свою личную жизнь, семейные проблемы, профессиональные планы.

Трудотерапия. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности подростков.При трудотерапии появляется отличная возможность расширить кругозор, активизировать творческий потенциал и раскрыть скрытые возможности. Важнейшим условием, при котором занятия трудом приносят реабилитационный эффект – это понимание смысла деятельности, т.е. труд должен приносить свои плоды, для подростка важно видеть результаты своей работы.

Трудотерапия в Центре свт. Василия осуществляется посредством:

-         привлечения воспитанников к хозяйственно-бытовому труду (дежурство, уборка помещений, стирка собственной одежды и т.п.);

-         обучения первичным профессиональным навыкам (гончарное дело, мыловарение, работа в кофейне);

-         участия в волонтёрских проектах (работа на конюшне, трудовая помощь на православных приходах и монастырях).

 

2.Проекты БФ «Центр свт. Василия»

 

          Параллельно с курсом социальной реабилитации в Центе свт. Василия реализуются различные проекты, которые дают возможность сделать реабилитационный курс более насыщенным и динамичным. К участию в проектах активно привлекаются волонтёры, которые являются важнейшим ресурсом Центра.

Проект «Школа странствий»представляет собой длительнуюпоездку на север России, котораяпроходит в июле – августе, во время летних каникул воспитанников. Путешествие начинается с двухнедельного лодочного похода по реке Вуокса Ленинградской области с целью сплочения команды,

получения опыта проживания в походных условиях. В качестве волонтеров подростки убирают прибрежную территорию от мусора, что способствует формированию бережного отношения к природе. Затем группа направляется на север, где воспитанники проходят сложные многодневные пешеходные маршруты (остров Соловки, горы Хибины, полуостров Рыбачий). Это даёт подросткам  возможность проверить свои силы в экстремальных условиях проживания,что способствует развитию стрессоустойчивости, ответственности, раскрытию внутреннего потенциала и умению жить в коллективе. В походе они учатся  контролировать свое поведение, ставить перед собой краткосрочные и перспектив­ные цели и достигать их, получают новый социальныйопыт.

При прохождении маршрута группа останавливается в крупных городах, где предусмотрены экскурсии, посещение краеведческих музеев (на Соловках, в Мурманске, в Кировске). Воспитанники доезжают до Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря - самого северного монастыря России. В течение путешествия они делают остановки в православных монастырях или на приходахцерквей, помогают работать монашествующим и трудникам. Такая программа способствует расширению кругозора подростков, знакомит их с историей и культурой родной страны, с основами православной культуры, воспитывает чувство патриотизма.

После возвращения из двухмесячного путешествия происходит общая встреча всех участников похода, родителей, сотрудников. Вспоминаются наиболее яркие впечатления, просматриваются видеоматериалы и фотохроника. Сотрудники дают родителям обратную связь о том, как их ребенок проявлял себя в сложных условиях, как справлялся с трудностями, чему научился.

Проект «Открытая школа» реализуется с привлечением большого количества волонтёров (от студентов до учителей, находящихся уже длительное время на пенсии), которые выступают в качестве репетиторов для подростков. Для каждого воспитанника разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут и составляется индивидуальный план занятий с репетиторами-волонтерами. На индивидуальных занятиях репетиторы помогают воспитанникам справиться с домашними заданиями, наверстать пропущенный учебный материал, подготовиться к экзаменам, повысить успеваемость. Подростки получают опыт общения с совершенно разными людьми, которых объединяет социальная активность, отзывчивость, готовность безвозмездно помогать.

Проект «Творческие люди»

Развитие творческих способностей воспитанников Центра является одной из основных задач реабилитационного курса. Эта задача решается посредством проведения большого количества творческих занятий и мероприятий, которые объединены проектом «Творческие люди». В него входят занятия в творческих мастерских, литературные вечера, театральные занятия, просмотры и обсуждения кинофильмов, танцевальные занятия, интерактивные праздники, квесты, викторины, спартакиады, мастер-классы, встречи с интересными людьми и любые творческие инициативы от сотрудников, волонтёров и воспитанников. Большое внимание уделяется организации и проведению различных командных и групповых игр с подростками. Посредством игр они учатся соблюдать правила, конструктивно переживать поражение, выражать эмоции социально-приемлемым способом, работать в команде. 

Обязательно учитываются индивидуальные творческие потребности воспитанника. Например, если у кого-то есть желание научиться играть на гитаре или овладеть художественной фотографией, то привлекаются волонтеры, которые могут этому обучить.

Регулярно, несколько раз в неделю, для воспитанников проводятся занятия в творческих мастерских. Это креативное пространство, где они могут реализовать свою потребность в творчестве, найти себе новое увлечение, сделать красивую и нужную вещь своими руками. В мастерской под руководством опытных мастеров подростки изготавливают мыло и изделия из глины на гончарном круге, занимаются обжигом и росписью керамических изделий. Сделанное своими руками керамическое изделие, в котором подросток смог реализовать свои фантазии, или мыло, сваренное собственноручно, становится материальным подтверждением его таланта. На таких занятиях воспитанники Центра учатся самоорганизации и самоконтролю, а также получают первичные профессиональные навыки, которые могут использовать в дальнейшем.

Проект «Социальная кофейня «Просто». Социальное кафе представляет собой социально-культурное пространство, на базе которого проводятся творческие, интерактивные и образовательные мероприятия, мастер-классы, встречи с интересными людьми, лекции, поэтические вечера и прочие события. Также в рамках этого проекта воспитанники Центра могут обучаться востребованной в Санкт-Петербурге специальности бариста.

Через социальную кофейню «Просто» Центр открывает свои двери для ближайшего окружения воспитанников, их родителей и всех неравнодушных людей.

 

Заключение

Опыт деятельности Центра показал эффективность используемых методов и принципов работы, об этом свидетельствует низкий процент рецидива среди воспитанников Центра (около 22%). На наш взгляд, этому способствуют следующие факторы:

1. Статус негосударственной некоммерческой организации (НКО). Это даёт Центру определенную мобильность и свободу в поиске новых решений для расширения деятельности, открытия новых направлений и форм взаимодействия с различными субъектами социальной реабилитации. Это также позволяет без лишних бюрократических процедур обеспечивать персонализированный подход к клиентской группе.

2.  Работа Центра по технологии, в основе которой лежит социальная реабилитация в режиме стационара в малочисленной группе. Благодаря этому возможно погружение подростков в развивающую среду, осуществление должного контроля и изоляция от негативного влияния асоциальных связей. Также эффективность определяется использованием адекватных возрастным особенностям подростков методов работы, нацеленных на передачу им ответственности за собственное поведение и развитие самоконтроля. А именно, применение не авторитарных приказов, а моделирование ситуаций, в которых молодому человеку необходимо самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность.

3. Поддержка Центра волонтерами. Большим потенциалом Центра являются волонтёры. Их привлечение к социальной реабилитации воспитанников даёт возможность расширить деятельность Центра по определенным направлениям, не затрачивая на это материальные ресурсы. В образовательном направлении волонтеры реализуют функцию репетиторов, в творческом – помогают организовывать и проводить различные мероприятия. Также они сопровождают воспитанников в поездках и походах, участвуют в тренингах и волонтерских проектах, проводят спортивные мероприятия и многое другое. Большинство волонтёров – это социально-активная молодёжь, которая ведёт здоровый образ жизни, имеет много увлечений и интересов. В процессе совместной деятельности с подростками они показывают им позитивный пример социально-одобряемого поведения в молодёжной среде.

4. Поддержка Центра Русской Православной Церковью. Центр был учрежден православным приходом св. вмц. Анастасии Узорешительницыи представляет один из наиболее успешных примеров взаимодействия РПЦ и государства в вопросах социального служения. В 2012 году Центр вошёл в число лучших диаконических инициатив РПЦ, которая  регулярно оказывает финансовую поддержку различных проектов. За годы работы у Центра было накоплено много связей с различными приходами и монастырями, которые безвозмездно принимают воспитанников и сотрудников во время поездок и длительных походов.

          4. Профессионализм и личностный ресурс персонала. Работа в Центре подразумевает большую самоотдачу сотрудников, их личную вовлеченность, искреннюю заинтересованность в судьбе каждого ребенка. Постоянное тесное общение с воспитанниками требует непрерывного внимания и не даёт возможности отвлечься даже на короткое время. В связи с этим у сотрудников возникает достаточно высокий риск эмоционального выгорания.  Для его предупреждения в Центре поддерживается общая дружеская атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания. У каждого сотрудника всегда есть возможность обратиться за помощью, советом к коллегам, получить обратную связь.

Периодически в Центр для супервизии приглашается независимый специалист, который даёт рекомендации администрации Центра. Проводятся занятия с сотрудниками, где обсуждаются особенности клиентской группы, способы преодоления эмоционального перенапряжения.

Наряду с факторами, способствующими эффективной работе Центра имеются факторы, которые затрудняют работу:

1.Отсутсвие стабильного финансирования. Каждый год Центр ставится на грань закрытия из-за отсутствия целевого финансирования. Даже при выделении денег из бюджета Санкт-Петербурга, они поступают в Центр не раньше июня, в то время как деятельность имеет  круглогодичный характер.

В связи с плохим финансированием у Центра недостаточная материальная база для развития новых направлений, таких, как работа с девушками в режиме стационара, создание новых творческих мастерских и др. Большой проблемой является низкая зарплата у сотрудников и её задержка при высоких требованиях к специалистам.

2. В социальной категории «несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации», четко не выделена группа «подростки, находящиеся в конфликте с законом». В связи с этим у грантодателей и благотворителей нет ясного понимания их проблем и потребностей, вследствие чего, ограничено количество грантов и социальных проектов, ориентированных на работу с этой целевой группой.

3. Не отлажен четкий механизм межведомственного взаимодействия с государственными субъектами профилактики.

Несмотря на перечисленные трудности, Центр эффективно осуществляет  социальную реабилитацию подростков, находящихся  в конфликте с законом в режиме стационара, заняв нишу, которую никто из государственных учреждений и НКО не занимает. Уникальный опыт, накопленный за годы работы с этой клиентской группой,  может быть распространен на другие регионы.

 

 

Рекомендуемая литература

1.    Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2007. – 236с.

2.    Гилинский, Я. И., Гурвич, И. Н., Русакова, М. М., и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. Учебно-научное издание. – СПб., Медицинская пресса, 2001. – 200 с.

3.    Глобализация, девиантность, социальный контроль: сборник статей / ред. Гилинский Я.И. — Санкт-Петербург: ДЕАН, 2009.

4.    Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2014. – 197 с.

5.    Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.: Академия, 2005. - 480 с.

6.    Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. Монография. М.: ЦСА «Одухотворение», 2008. – 132 с.

7.    Шипунова Т.В. Девиантология: современные теоретико-методологические проблемы. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. – 245 с.

8.    Чеснокова Е.Н. Развивающий диалог с осужденными подростками (психологические основы раз­вивающего диалога как основного инструмента социально-психологической реабилитации) // Наш проблем­ный подросток: помогаем разрешать проблемы / под. ред. Л.А. Регуш. СПб., 2003. С. 170–191.